Военный летописец Российской Империи В. А. Потто об армянских меликствах Арцаха и «татарских кочевниках»
Герб Гюлистанского меликства |
Принадлежавший персиянам Карабах, единственный среди обломков некогда великого армянского царства, сохранил у себя, как памятники минувшего величия, занимавшие собой все пространство от Аракса до реки Курак родовые уделы армянских меликов (князей, владетелей княжества (меликствa). – Прим.ред.). Об этом в своем фундаментальном исследовании «Первые добровольцы Карабаха», изданном в 1902 году в Тифлисе, пишет «Нестор» истории Кавказа, военный историк, генерал русской армии В. А. Потто.
«В Арцахе, или в Нижнем Карабахе, эти родовые уделы были: Дизак, Варанда, Хачен, Чароперт (Джраберд, - прим) и Гюлистан, собственно и составлявшие Карабахское владение, как о том упоминают старинные русские акты», – пишет Потто, добавляя, что горная часть Карабаха, Сюник или Зангезур, заключали в себе только одно значительное, окруженное землями других более мелких армянских владений меликство – Кашатахское, а другая, прилегавшая к самому Араксу часть была преимущественно населена татарскими кочевниками.
Армянские мелики, согласно Потто, сумели сохранить за собой старинные наследственные права и даже удержать в стране почти до самого начала XIX века свой политический строй, утверждаясь в своих наследственных правах персидскими шахами, в качестве вассалов Персии, платя им дань. Но при этом сохранили политическую самостоятельность во внутреннем управлении своими землями, имели «свой суд и расправу», укрепленные замки и даже собственные дружины, охранявшие край от лезгин и турок.
В результате «оспаривания» то турками, то персиянами друг у друга «владычества над Закавказьем», с течением времени, меликства начали «клониться к упадку», учитывая то обстоятельство, что «все эти народы» – турки и персияне – одинаково оставляли после себя только опустошенные поля и сожженные деревни.
«Из года в год, целые столетия, тянулась эта несмолкаемая, мучительная борьба, и маленький христианский народ героически держался среди окружавшего его мусульманского мира», – пишет Потто.
После смерти «ценящего мужество карабахских меликов» Шах-Надира, старающегося поддержать их всей своей могущественной властью, в Арцахе начинается ряд междоусобных войн за обладание престолом, и в 1748 году в результате этого вождь Джеванширского племени, «некто Панах», поднял своих кочевых татар и провозгласил себя карабахским ханом.
«В первое время мелики сохраняли еще за собой внутреннее управление, но было очевидно, что при его преемнике Ибрагим-хане самостоятельность эта должна будет рухнуть, потому что Ибрагим принадлежал к числу тех азиатских деспотов, которые не выносят вокруг себя ничьей самостоятельности, а тем более христианских меликов», - отмечает Потто.
Отметим, что исследование Василия Потто «Первые добровольцы Кaрaбaхa в эпоху водворения русского владычества (мелик Вaни и Акоп-юзбaши Атaбековы)», посвященное истории рода Атабековых, основано на разнообразных источниках, что позволило автору наиболее точно описать историю и образ отважных армянских добровольцев из старинной армянской династии Атaбекянов, а также осветить период вхождения Восточной Армении в состав Российской Империи и исторические события первой четверти XIX века.
Комментарии
Отправить комментарий