Есть ли наука в Азербайджане ?
Куда катится азербайджанская наука и так ли светло ее будущее, как вещает официальная пропаганда? Алтай Гёюшов, историк и исследователь истории ислама, доүент БГУ и Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе в интервью Turan комментирует ситуацию.
- В Азербайджане с каждым днем растет число докторов наук, кандидатов и пр., однако, если так много ученых, то почему нет существенных открытий, научных трудов?
- Сейчас наука у нас в Азербайджане, как в целом, и система образования в плачевном состоянии. Это уже не просто упадок, а катастрофическая деградация и утрата всех прежних традиций. И основополагающей причиной тому является именно бездарное управление, находящееся в тисках разлагающейся коррупции. Мы стали страной - рекордсменом с самым большим количеством, как это странно не звучит, необразованных людей с университетским дипломом и невежд с ученой степенью.
Ну, а если конкретно, то эту главную причину можно раздробить на несколько блоков. Начнем с кадровой политики. В сфере науки такие банальные критерии, как знание и образованность подменены взяточничеством, непотизмом, грубым землячеством, политической лояльностью и так далее. Это проявляется не только в подборе кадров, но и при продвижении по служебной лестнице. В результате, управление наукой и определение приоритетов ее развития монополизируется в руках самых бездарных, зато политически лояльных чиновников от лженауки. Ученые Советы становятся сборищем самых лояльных и послушных, a значит, самых бездарных на научном поприще.
Новый закон «Об образовании» еще больше обнажил некомпетентность и зависимость от коррумпированной системы управления. Закон стал каким-то искусственным синтезом прошлого с настоящим. В результате, сохранили и кандидатскую, и докторскую степени, только формально заменив название первой.
Почему в развитых странах есть бакалавры, магистры, доктора, а у нас еще и надбавочная степень двойного доктора? Причины те же - бездарные чиновники от науки, которые встали на защиту своих коррумпированных материальных доходов и авторитета, и воспрепятствовали принятию нормального закона.
Нельзя принять закон о стратегическом развитии, при этом подгоняя его под интересы коррумпированной системы управления. Невозможно одновременно учитывать интересы этих двух взаимоисключающих вещей. Или вы отказываетесь от коррупции и занимаетесь реанимированием науки, или же вы попросту «зарабатываете на жизнь, принося в жертву истинную науку и образование».
За рубежом, в развитых странах вы не можете себе представить преподавателя или научного работника, который не умеет пользоваться компьютером или интернетом. А у нас абсолютное большинство «ученых» выше 45 лет не имеют даже базовых элементарных знаний об интернете, никогда не пользовались Google или электронной почтой.
- Как обстоят дела в системе высшего образования? Что вы думаете об ученых степенях, получаемых за рубежом?
- Обман, фальшь, очковтирательство доминируют повсеместно. То есть большинство имеющих дипломы о высшем образовании на самом деле неучи, которые купили свои дипломы то ли в образовательных учреждениях страны, то ли в фиктивных вузах за рубежом. Всего лишь 17% населения Азербайджана официально имеют высшее образование, и если исключить отсюда реально образованных, то общая картина будет плачевной. Кстати, население с высшим образованием в развитых странах не ниже 35%.
Кадрам для науки практически неоткуда браться, а те, кто получают адекватное высшее образование в университетах за рубежом, не пойдут в науку в своей стране. Во-первых, из-за тех же мизерных зарплат. Во-вторых, хорошо образованной молодежи, обучившейся за рубежом, невозможно приспособиться к местным невыносимым условиям, где отсутствуют элементарные зародыши академических свобод, без которых немыслимы достижения в науке.
- В околонаучных кругах говорят, что многие попросту переписывают работы из интернета, так ли это? Нет ли в Азербайджане системы проверок на предмет плагиата, как это делается на Западе?
- Вот вы говорите о плагиате. Так эти же люди не знают силу интернета и google и поэтому продолжают переводить написанные по-русски монографии и работы и подавать их, как свои научные труды. И хотя эти махинации невозможно скрыть, ситуация не меняется.
То же самое делает и высшая Аттестационная Комиссия (ВАК), которая вроде бы с каждым днем ужесточает требования к диссертациям, чтобы остановить темпы фальшивых ученых, но ситуация не меняется.
Вы знаете, что сегодня является похвалой в адрес автора научной работы?
Удивительно, но это звучит примерно так: он сам автор своей диссертации. У нас широко распространено явление, когда диссертация написана не автором, указанным на обложке, хотя практически все члены (лже) ученого совета знают об этом.
Таким образом, в результате административных мер, внедряемых ВАК, растет не число ученых со степенью, а умножается сумма взяток для «покупки» научных степеней.
Многие талантливые люди становятся жертвой этих препятствий. Допустим, Комиссия перед защитой требует публикаций за рубежом. Вроде бы правильно. Но наши дельцы от лженауки уже умудрились превратить все это в фарс. Сейчас в соседних странах издаются такие «научные» журналы, где публикуются только наши «ученые». Уважающий себя соискатель никогда не будет участвовать в этих играх, и будет добиваться публикации в авторитетных изданиях, что порой может длиться годами. Потом эти же дельцы со скоростью метеора поднимаются по карьерной лестнице, становятся членами ученых советов, и уже других себе подобных одаривают учеными степенями.
Иногда читаешь разрекламированную новость, что какой-то ученый опубликовал книгу в западных странах. Обывателя можно этим надуть, хотя специалист понимает, что такую «публикацию» никто за рубежом научной не считает. Научной публикацией за рубежом считают статьи или книги, вышедшие в изданиях известных университетов или признанных издательств. В общем, нужно, чтобы работа была опубликована там, где применяется система “peer review”, то есть, работа отправляется так называемому черному рецензенту, который считается авторитетом в данной области и лишь только после его положительного отзыва и одобрения работа принципиально принимается для публикации. Изнурительный процесс может длиться месяцами или годами, зато после публикации вы можете гордиться тем, что вас цитируют.
Но если этими критериями оценивать достижения наших «корифеев», то окажется, что они не смогут публиковаться даже в мало-мальски значимых журналах. Одним их самых весомых индикаторов является цитирование. Есть только один, два наших ученых, работы которых цитируются за рубежом. Чаще всего, эти ученые в самом Азербайджане находятся в опале или давно покинули страну.
Наша система управления наукой ужасно отстает от цивилизованного мира. Формирование ученых советов можно сделать более простой процедурой и при этом добиться настоящих результатов. В уважаемых научных центрах, членами диссертационных советов являются лишь 5-6 ученых, имеющих непосредственное отношение к защищаемой теме. При этом, иногда кандидату даже не требуется непосредственное участие на собственной защите, он просто отправляет свою работу членам совета, и они принимают решения.
«Ученые» не владеют даже минимальными навыками, требуемыми для ведения исследований. Профессор, занимающийся, допустим, средневековой историей Азербайджана, не только не знает обязательный арабский или персидский, он даже не умеет читать тексты, написанные на родном языке старым арабским алфавитом. Встает вопрос, на основе каких источников он вообще написал свою диссертацию. За рубежом человек, занимающийся общественными науками, просто обязан владеть несколькими языками.
Более того наши «ученые» вообще не читают. Это не их занятие. Наши ученые не знакомы с современной литературой и последними достижениями в своей сфере, научно-редакторская работа стала простой формальностью. Представьте себе, что даже книга, получившая Госпремию, изобилует вопиющими ошибками.
Депутаты и госчиновники участвуют в гонке за учеными степенями, защищаясь просто на темы, одно название которых оскорбление науки. Однако, получив эти фальшивые степени, они сразу же возглавляют отрасли науки. Создали фонд Науки, который сразу же стал политическим орудием, где доминирует местничество, непотизм.
- Что нужно сделать, чтобы количество в азербайджанской науке переросло в качество? На примере развития науки на Западе могли бы вы описать путь развития, которому азербайджанской науке стоит следовать?
- Начнем с финансирования, государственное финансирование должно быть адекватным, благо, у нашего государства средства есть. Государство должно финансировать фундаментальные науки, плюс приоритетные направления. Но одним государством здесь, конечно, не обойтись, посредством разного рода поощрений и привилегий, государство должно содействовать привлечению к этому делу больших компаний. Прикладные же науки должны сами быть активными в поиске возможного финансирования.
Управление наукой, кадровая политика должны быть эффективными, но в первую очередь, должна быть проявлена политическая воля, которая, к сожалению, пока отсутствует.
В системе образования нужно, наконец, покончить с имитацией реформ, которая усугубляет и без того плохое положение. Нужно взять конкретную модель образования (лучше самую передовую, то есть, американскую) как, например, это сделали в Сингапуре или же Катаре (то же самое сейчас делает Назарбаев в Казахстане) и начать внедрять ее и не мучить ни себя, ни других сказками о национальных особенностях. Нужно, чтобы студент вуза начал читать книги. В общем, не надо изобретать Америку, нужно перенимать ее передовой опыт, вот тогда и начнутся успехи.
Если будет на то политическая воля, то это вполне выполнимая задача. Во времена первой республики (1918-20 гг.) был создан первый университет без ничего. Не постеснялись пригласить известных русских профессоров во главе с Разумовским, чтобы создать первое высшее учебное заведение.
Мы все также помним, как в 1992 году, благодаря политической воле был изменен метод приема студентов в вузы. Хотя я и не сторонник этой системы, но именно она спасла нашу систему образования от неминуемой гибели и коллапса перед лицом воинствующей коррупции.
2012 Aвгуст 07 ( Воскресенье ) 13:11:22
Комментарии
Отправить комментарий