Юродивость азербайджанских псевдо историков, фальсифицирующих историю Эриванской крепости
Картина
европейского гравёра и картографа XVII века И. Б. Хоманна (1664-1724)— «Эривань,
главный город Армении»
|
В Азербайджанской республике, искусственно созданной турками в 1918 году, с украденным у Ирана названием «Азербайджан», на государственном уровне искажаются исторические реалии, воруют историю и культуру коренных народов региона: персов, армян, лезгин, грузин, талышей и др. Они, будучи потомками кочевых тюркских племён, обосновавшиеся на востоке Закавказья, разными способами – фальсификацией, присвоением чужих достижений и тщетно стремятся выглядеть как автохтоны. Одной из таких фальсификаций является то, что якобы столица Армении город Ереван и Эриванская крепость являются «азербайджанскими».
Кроме Еревана, «азербайджанцы» также претендуют на дагестанский Дербент, грузинский Квемо Картли-Борчалы, иранский Тавриз и даже Тегеран.
Кроме Еревана, «азербайджанцы» также претендуют на дагестанский Дербент, грузинский Квемо Картли-Борчалы, иранский Тавриз и даже Тегеран.
Расположенный на одной из наиболее низких точек Армянского нагорья, город находится на самом восточном краю Араратской долины, на стыке рек Гетар и Раздан, в области, где находились несколько столиц древней Армении.
С 1918 года столица первой Республики Армения, с 1920 года столица Советской Армении, с 1991 года столица Республики Армения.
Но начнем по порядку.
Упоминание Еревана и Эреванской крепости:
Античный период
Ереван располагается на территории, населённой в течение многих тысячелетий. В целом общепринята точка зрения, что название города восходит к построенной в VIII веке до н. э. урартской крепости Эребуни. Немецкий востоковед Вильгельм Эйлерс писал о происхождении названия от армянского существительного vankʿ — монастырь и глаголов erewim/erewecʿay — стал явным, появился. Мнение было основано на народной этимологии, связанной с легендой о высадке на горе Арарат Ноев ковчега. Таким образом древнее предание относило основание города ко времени Ноя. Французский путешественник Жан Шарден, побывавший в Ереване к концу XVII века, пишет: «По мнению армян, Эривань — самое древнее поселение в мире, так как, по их преданиям, там жил Ной со всем своим семейством, как до потопа, так и после, — сойдя с горы, на которой остановился ковчег». Еще до обнаружения надписи на кургане Арин-Берд на юго-восточной окраине Еревана, об Эребуни было известно из другой надписи, высеченной на скале около Вана урартским царем Аргишти. В ней сообщалось о переселении в новооснованный им город Эребуни 6,600 воинов из области Цупа. Впоследствии были обнаружены также другие надписи о его основании в 782 году до н. э.
Эти первое население города были смешанного протоармянско-лувийско-хурритского происхождения, которые, вероятно, принесли сюда и протоармянский язык.
Эребуни был одним из экономических, политических и военных центров Урарту, служил резиденцией урартских царей во время военных кампании против северных соседей.
Город продолжил существовать после падения Урарту. В Ахеменидскую эпоху происходили многочисленные реконструкции, строились новые здания.
Средние века
Самое раннее упоминание о городе в армянских источниках обнаруживается в «Книге писем» «Գիրք թղթոց». В одном из документов 607 года сообщается o священнослужителе Даниеле из Еревана, который во время Двинского собора отклонил халкидоснкое вероучение по настоянию католикоса Абраама. Известно, что в это время в Ереване уже существовала Церковь Святых Павла и Петра, построенный, предположительно, в VI или начале VII века. В начале VII века Ереван был в зоне ирано-визнатийских войн.
Ереван в форме Hērewan а также его крепость упоминает историк VII века Себеос в связи с арабским завоеванием Армении: «При наступлении следующего года прибыло войско исмаильтян в Атрпатакан и разделилось на три части. Один отряд (направился) в Айрарат; другой — в страну собственного полка, третий в Агванию. Те, которые были в стране собственного полка, рассеялись для набегов, и предав все те страны лезвию меча, взяли пленных и добычу. Пришли, собрались у Эривани, бились с крепостью, но не могли взять ее. Подошли к Ортспу, и с ним не могли ничего сделать. Ушли оттуда и расположились в Арцапе, у реки, насупротив крепости. Стали биться с крепостью, но много ущерба понесли от осажденных. Это было у них с тылу. Со стороны Асорена, называемого Каханактуц.»
Более поздние источники называют важнейшей цитаделью Еревана Цицернакаберд. У византийского историка XI—XII веков Иоанна Скилицы последний упомянут в форме Chelidonion. Стратегическое значение Еревана отмечается также в источниках периода Армянского царства Багратидов.
Иоанн Драсханакертци в начале X века упоминает о городке Ереван в описании событий VII века: «В то время, говорят, шла битва около кахакагюха Ереван; об обстоятельствах той войны тебе достаточно сообщают те, что описали ее прежде нас». Точная дата этого события неизвестна. Самуел Анеци, историк XII века, ссылаясь на более ранние источники, пишет о восстании в Ереване в 660 году.
В Багратидский период был небольшим городком, в связи с экономическим подъемом страны, развились его связи с соседними областями. Мхитар Айриванеци в XIII веке сообщает, что в 1031 году князь Апират «…построил Кечарус и провел канал в Еривани». Ереван был одним из армянских городов в долине Аракса, ставший свидетелем много войн и сражений в Средние века.
Степанос Орбелян сообщает о надписи второй половины IX века в которой упоминалась Ереван. Князь Сюника Григор, как предполагается, установил её в монастыре Макеноц на южном берегу озера Севан. Согласно Орбеляну монастырям Макенис и Севанаванк были дарованы виноградники в Ереване. Из сохранившихся надписей с упоминанием названия «Ереван» наиболее ранняя высечена в Севанаванке в 874 году:
ԱՇՈՏ[ՈՅ] ԵՒ ՏՎԱՔ ՎԱԽՄ ՍՈՒՐԲ
ԱՌԱՔԵԼՈՑՍ ԶՎԱՐՍԵՐ, ԶԳՈՄԱՁՈՐ,
ՑԱՄԱՔԱԲԵՐԴ ԵՒ ԲԵՐԴ ՈՒՌԵ ԱՑ ՏԱՓ, ՈՐՍՆ,
ԿՌԱԿԾՆԻԿ, ԱՅԳԻ Ի ԳԱՌՆԻ ԵՒ ՅԵՐԵՎԱՆ,
ԵՒ ԹԱՆԿԱԳԻՆ ՆՇԱՆ Ք ԱՍՏՈՒԾԸՆԿԱԼ
ՍՈՒՐԲ ՆՇԱՆՍ ՏԱՄ ԺԱՌԱՆԳՈՒԹԻՒՆ ԿՏԱԿԵԼՈՅ
ԿՈՐԱՏԵՂ, ՈՎ ԽԱ ՓԱՆԵ ՅԺԸ ՆԶՈՎԵԱԼ ԵՂԻՑԻ:
ԹՎԻՆ ՅԻԳ: ԿԱՏԱՐԻՉՔՆ ԱԻՐՀՆԷ ԱՍՏՈՒԱԾ:
ԱՌԱՔԵԼՈՑՍ ԶՎԱՐՍԵՐ, ԶԳՈՄԱՁՈՐ,
ՑԱՄԱՔԱԲԵՐԴ ԵՒ ԲԵՐԴ ՈՒՌԵ ԱՑ ՏԱՓ, ՈՐՍՆ,
ԿՌԱԿԾՆԻԿ, ԱՅԳԻ Ի ԳԱՌՆԻ ԵՒ ՅԵՐԵՎԱՆ,
ԵՒ ԹԱՆԿԱԳԻՆ ՆՇԱՆ Ք ԱՍՏՈՒԾԸՆԿԱԼ
ՍՈՒՐԲ ՆՇԱՆՍ ՏԱՄ ԺԱՌԱՆԳՈՒԹԻՒՆ ԿՏԱԿԵԼՈՅ
ԿՈՐԱՏԵՂ, ՈՎ ԽԱ ՓԱՆԵ ՅԺԸ ՆԶՈՎԵԱԼ ԵՂԻՑԻ:
ԹՎԻՆ ՅԻԳ: ԿԱՏԱՐԻՉՔՆ ԱԻՐՀՆԷ ԱՍՏՈՒԱԾ:
Упоминание Еревана в надписи 1223 года.
Кечарис Сурб Ншан, Цахкадзоре
Часовня Гетсемани
|
Ереван упоминается также в липидарных надписях 901-го, 981-го, 1201-го и 1204-го годов. Название «Ереван» сохранилась в надписи 1264 года на стене Церкви св. Катогике в центре города.
В XI—XIII века Ереван превратился в феодальный город, который уже упоминался как центр области Котайк. Вардан Великий в своей «Географии» в середине XIII века упоминает: «Котайк — город Ереван со своей областью».
На рубеже XII—XIII веков совместные армяно-грузинские силы, опираясь на поддержку армянского населения, освободили от сельджуков весь север Армении, где были образованы вассальные от Грузинского царства владения армянских князей Закарянов.
В первые десятилетия XIII века Ереван, в числе других городов и областей на северо-востоке Армении, находился под управлением Иване Закаряна и его сына Авага. Ереван, подобно другим средневековым городам, являлось феодальной собственностью. Основная часть поселян подвергалась эксплуатации со стороны светских и духовных феодалов. Были и свободные ремесленники, купцы, свободные поселяне, которые, однако, обязаны были делать определенные работы для правящего сословия, платить разные подати.
Судя по сохранившимся монетам Ереван был одним из ведущих городских центров в долине Аракса. Город лежал на торговом маршруте ведущий от Двина в Барду. Так, из сохранившихся монет чеканенных в Ереване, наиболее ранние относятся монгольским Хулагуидам. Это золотая монета 1333 года Абу Саид Бахадур-хана и серебряная монета 1344 года относящаяся Нуширван хану.
В конце XIV века в связи нашествиями Тамерлана отмечается серьёзный перерыв в развитии города. В 1387 Ереван был разрушен, что унесшло жизни около 500 человек по данным Григора Хлатеци в его «Колофонах бедствии». По сообщению Бакиханова в этот же период Тамерлан заселил в регионе 50 тыс. семейств из племени каджаров «Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени еще более умножились. Многие из этих каджаров при сефевидских шахах были государственными деятелями и управляли Армениею и Ширваном».
После, под властью туркоманских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу Ереван стал важным культурным центром, при состоянии политической нестабильности и экономического застоя. В этот период лидер Кара-Коюнлу Искандер назначил главой Еревана с юрисдикцией на всей провинции Айрарат одного из отпрысков армянского рода Орбелян. В начале XVI века город сначала был завоёван сефевидским шахом Исмаилом I, а через несколько лет последовательно османскими султанами Селимом и Сулейманом. Подобно всей Восточной Армении Ереван остается яблоком раздора между османами и персами в течение многих десятилетий.
Новое время
В XV веке Ереван как административный центр Араратской области, путешественники и историки часто упоминают как крупный город региона, и торгово-ремесленный центр Восточной Армении. С XVI века став центром персидского правления в Восточной Армении, Ереван остался главным городом области. Ереван фигурирует в османо-сефевидском конфликте XVI века, когда обе стороны боролись за контроль над ним и всей Восточной Арменией. В 1554 году, после взятия Карса и Нахичевани, османы захватили Ереван, вырезали большое количество жителей и сожгли часть города. После укрепления в регионе они назначили здесь ряд своих губернаторов. Один из них, Фархад-паша, в 1582—1583 годах построил новую большую крепость сделав его центром османской обороны от нападений войск персидских шахов династии Сефевидов. В своих сражениях за контроль над Ереваном и те и другие периодический восстанавливали крепость. В 1604 году шах Аббас I захватил крепость, однако вскоре был отбит османами. В течение этой войны шах Аббас принял тактику «выжженной земли». Город был опустошен а его население депортировано вглубь Персии. Историк Аракел Даврижеци описывает массовую депортацию армянского населения из Еревана в Исфахан:
«… шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара. [Население] собственно города Еревана, Араратской области и отдельных близлежащих гаваров [было поручено] Амиргуна-хану.»
Депортация шаха Аббаса, известная как «великий сургун», привело к резкому сокращению армянского населения Восточной Армении. Вплоть до XVII века, несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вероятно, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. По сообщению жившего в XVII веке Яна Стрейса «Эривань населен большей частью бедными армянами». На земли изгнанных армян были поселены тюрки-кызылбаши из племени каджар и др. групп.
В 1635 году Ереван снова оказался предметом раздора. Наконец в 1639 году по Зухабскому миру Восточная Армения, включая Ереван, перешли в персидскую зону. В течение векового правления Сефевидов мир и процветание вернулись в Ереван, город снова стал крупным торговым центром на караванных путях, о чём свидетельствовали также западные путешественники.
Воспользовавшись распадом Государства Сефевидов османы вновь захватили Ереван в 1723 году. Последние установили в городе гарнизон и восстановили крепость. В течение более десяти лет они поставляли своих губернаторов и облагали население налогом. Современник событий, историк Абраам Ереванци, описывает сопротивление армянского населения османам. Их правление завершилась поражением от войск Надир-кули хана, будущего иранского шаха. Впредь Ереван продолжил быть частью Персии, являясь центром одноименного Эриванского ханства. Последнее управлялась разными ханами, которые в период смут в Персии во второй половине XVIII века, время от времени подчинялись царю Грузии Ираклию II или Панах-хану и Ибрагим-хану Джеванширам Карабахским, которые все стремились расширить свое влияние в Закавказье. После, Ереван подчинялся Ага Мохаммед Шаху Каджару и его преемнику Фетх Али-шаху.
В период персидского владычества существовала практика назначения шахами различных ханов в качестве беглербегов — губернаторов областей, тем самым был создан также административный центр Чухур-Саад или Эриванское ханство. Ханство охватывало около 12,000 км.². На севере оно граничило с Грузией, на востоке с ханствами Гянджи и Карабаха, на юге с ханством Нахичевани и провинцией Азербайджан, на западе с Османской империей. Ханство было разделено на пятнадцать административных округов — магалов. Армяне занимали доминирующее положение в разных профессиях и торговле, представляли большие экономическое значение для персидской администрации. Из Еревана экспортировалась сушеные фрукты, соль, шкура и медь. Тот факт, что Эчмиадзин, Священный престол армян, находился в пределах ханства имело большое значение и в условиях отсутствия армянской государственности, был как духовным так и политическим центом всех армян. Русский путешественник XVII века Федот Котов пишет: «Недалеко от города Еревана расположен Учьклюс, по-турецки, а по нашему, по-русски — Три Церкви; они были большие и красивые. Все это место и Ереван были армянским царством».
Упомянутый Учьклюс тюркское название гю г.Эчмиадзи́на, (арм. Էջմիածին что переводится как «сошел единородный» — ред.) по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря — резиденции католикоса Всех Армян, центра Армянской апостольской церкви.
Несмотря на то, что все ханство управлялось ханом известным также под названием сардар, с середины XVII века до 1828 года армянское население находилась в непосредственной юрисдикции мелика Еревана из рода Мелик-Агамалянов. Начало образования меликства Еревана датируется временем завершения османо-сефевидской войны в 1639 году, и, вероятно, он являлось частью всеобщей административной реорганизации Персидской Армении после длительного периода войн и нашествий. Первый из рода с титулом «мелика Еревана» был мелик Агамал. Мелики Еревана обладали полной административной, законодательной и судебной властью над своим народом вплоть до приговора смертной казни, который должен был одобрить сардар. Кроме того мелик выполнял и военные функции, ибо он или его ставленник командовали армянским военным контингентом в армии сардара. Все другие мелики и деревенские главы (tanuter – «хозяин дома») ханства подчинялись мелику Еревана и, кроме прямо подвластных ему местных деревень, все армянские деревни ханства были обязаны платить ему ежегодный налог. В квартале Конд, где жили Агамаляны, находились четыре из десяти старейших церквей города.
В Каджарский период Ереван был довольно процветающим местом. Город занимал более 1,6 км.² территории, а его окрестности и сады простирались приблизительно на 28,9 км.². Городская и архитектурная модель Еревана следовал общим схемам и проектированию принятым на ближневосточных городах того периода. Город имел четыре квартала или махалля: Шари, Таппа-баши и Демир-булаг. В городе было более 1700 домов, 850 магазинов, 8-9 мечетей, 7 церквей, 10 бань, 7 караван-сараев, 5 площадей, 2 рынка, и 2 школы. Основные строения Еревана, сохранившийся от прошлого, являлись колокольня средневекового армянского собора XII века, четыре маленьких церквей XVII века (св. Зоравар, св. Ованнес, св. Саркис, св. Петрос-Погос), мост 1664 года на реке Гетар, и мост 1679 года на реке Раздан. Двумя наиболее крупными мечетями Еревана были Шир Мечеть, возведенная в 1687 году, и Голубая Мечеть, построенная в 1776 году, к концу персидского правления. Ханский дворец располагался вблизи одного из мечетей. Голубая мечеть, отличающаяся своей красотой, был самой крупной мечетью города.
За пределами собственно города были села Аван на север-востоке с руинами значительной армянской церкви VII века, и Канакер, наследственно управляемый семейством Абовян связанный супружескими узами с домом Мелик-Агамалянов.
Присоединение Грузии к России и первая русско-персидская война 1804 года снова сделали Эривань стратегическим центром персидской обороны на Кавказе. Огромная крепость города, расположенный на возвышенности и окруженный массивными стенами, рвами и орудиями, некоторое время выдерживала российское наступление. В 1804 году наступление генерала Цицианова была отбита превосходящей персидской армией под командованием Аббас-Мирзы. В 1807 году Фетх Али-шах Каджар назначил Хусейн-хана Каджара бейлербеем Эривани. В течение своего двадцатилетнего пребывания в должности умелый администратор Хусейн-хан смог восстановить армянское доверие к персидской администрации и сделал ханство образцовой провинцией. В 1808 году русские войска под командованием генерала Гудовича предприняли ещё одно наступление на город, однако крепость устояла и русские потерпели неудачу. Россия завоевала остальные части Закавказья, что было закреплено Гюлистанским договором 1813 года. Позже Эривань вместе с Тебризом стал ставкой персидских сил стремящихся вернуть утерянные территории. Вторая русско-персидская война началась в 1826 году и силы Эривани были среди атакующих русские укрепления. Первоначально персы были успешны, но превосходящие русские артиллерийские войска под командованием генерала Паскевича в конце концов разрушили крепости Сардарабад, Аббасабад и Эриванскую крепость, который перешел к русским 2 октября 1827 года. Персия запросила мира и в феврале 1828 года был подписан Туркманчайский договор согласно которому Эривань и Нахичевань переходили к России, что, в свою очередь, обозначало конец ханской эпохи. Новая граница проходила по реке Аракс.
После присоединения к России в 1828 году город стал административным центром Армянской области, а после служил центром Эриванской губернии созданного 9 июня 1849 года. За исключением коньячного завода, кирпичного завода и нескольких небольших фабрик, в Ереване не было промышленности в досоветский период. Город крайне пострадал в годы Первой мировой войны. После большевистской революции и последующей гражданской войны в России, основания в 1918 году Республики Армения с Эриванью в качестве столицы, последний стал центром всех армянских надежд на ближайшие два с половиной года. После падения Республики Армения и советизации, Эривань (с 1936 года — Ереван) стал центром новой Советской Армении входящий до 1936 года в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Ереван стал одним из главных технических, образовательных, научно-исследовательский и промышленных центром Кавказа.
Из-за вековых войн население Еревана сократилась в 1804 году до 6,000 человек. Наблюдался большой отток армянского населения в Тифлис. Численность жителей города снова начало расти в период пребывания последнего хана, а в 1827 году превысило 20,000. Мусульмане — персы, тюрки, курды, составляли 80 % его населения, вели оседлый, кочевой или полукочевой образ жизни. Армяне составляли 20 % населения всего ханства и жили в Ереване или деревнях. Последние все еще доминировали в разных ремесленных профессиях и торговле. Тюрки к 1829 году составляли около 64 % населения города. Значительная часть армянского населения в течении последних трех столетий покинуло Восточную Армению и армяне превратились в меньшинство в области Еревана. Для разрешения этой ситуации армянские лидеры и их российские сторонники убедили российское командование и дипломатов включить в качестве условия в переговорах с Ираном вопрос репатриации тех армян, которые были насильно изгнаны в Иран шахом Аббасом. После Туркменчайского договора и армянской иммиграции из Персии и Турции, армянское население выросло до 40 % от общей численности. Общая численность населения, однако, уменьшилась примерно до 12,000, так как персидские войска и администрация эмигрировало. К началу XX века население города возросло до 29,033, из них тюркоязычных — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 %. Несмотря на новые армянские иммиграции из Османской империи, население Эривани увеличилась между 1831 и 1913 годами лишь до 30,000, с достижением, в конечном итоге, армянского большинства. Таким образом армяне снова стали большинством на восточной части своей исторической родины.
Как же страна с украденным у Ирана топонимом Азербайджан, которая впервые в истории региона появилась в 1918 г. и для тюркоязычного население, которой в 1936г. Сталиным было придумано наименование «азербайджанцы», пытается доказать свои права на Ереван и всю окружающую территорию?!
Обратимся к фальсификациям горе-историков. На чём «основываются» невежественные «азербайджанские» мошенники от истории? В «доказательство» своей теории они приводят три фактора
Первый — ссылаясь на «Книгу путешествий» османского путешественника Эвлия Челеби, заявляют, что, якобы, город был основан в XVI веке неким Реваном кулу-ханом.
Хотя на самом деле Эриванская крепость была построена Османами, а именно губернатором Фархад пашой в 1582—1583 годах и стала основой обороны против нападений Сефевидов. Крепость несколько раз переходила в руки персов и обратно. В 1604 году захвачена шахом Аббасом но затем возвращена под контроль османов. В 1635 году она снова была захвачена сефевидами. Окончательно контроль Персии закрепился в 1639 году с подписанием договора.
Вход и выход из крепости осуществлялся посредством трёх мощных крепостных ворот: «Тебризские» с южной стороны, «Мейданские» с северной стороны, и «Кёрпю», выводившие прямо на мост. Над каждыми воротами вывешивался флаг.
Второй — в Ереванском ханстве правили «азербайджанцы», значит это было «азербайджанское» ханство. Однако как видно из вышеуказанного на протяжении нескольких веков Ереван переходил из рук в руки от барласов под предводительством Тамерлана к арабам, от арабов к персам, от персов к османам и т.д.
К тому же «азербайджанцы» это не этнос, а как уже говорилось искуственно выдуманное в СССР название тюркского населения АзССР по персидскому топониму Азербайджан — историко-географической области на северо-западе Ирана, к востоку от озера Урмия, примерно соответствует территории трёх современных иранских провинций Ардебиль, Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан (перс. آذربایجان , گونئی آذربایجان).
Третий (самый убедительный по их мнению) — мечети, изображённые на картине «Взятие русскими войсками Эриванской крепости» художника Ф.Рубо, объявляют «азербайджанскими», следовательно, и город — «азербайджанский».
Рассмотрим эти «открытия» воспалённого, от чувства своей никчемности, мозга (если такой вообще существует).
Итак первый фактор — обратимся к «Книге путешествий» Эвлия Челеби, где он повествует что, в XV веке Ереван посетил некий купец Ходжа-хан Лахиджани и построил там несколько сооружений в городе, который не раз разрушался во время многочисленных войн и набегов вместе со своей крепостью и заново отстраивался.
Что касается Реван-кули-хана, то согласно Э.Челеби, визирь только восстановил крепость, ибо сам город Ереван, так же как и крепость уже существовали. Да и возвёл он крепостные стены из сырцового кирпича, т.е. высушенной глины, которую постоянно размывало дождями и талым снегом. Такова была эта жалкая крепость-мазанка. Впоследствии, после взятия Эриванской крепости Николай I сказал:
«Это не то что крепость, но простой глиняный горшок, за взятие которого не стоило Паскевича называть «графом Эриванским».
Французский путешественник Жан Шарде́н (фр. Jean Chardin; 1643 -1713гг) —. сообщает следующее:
«Самый город Эривань отстоит от крепости на расстоянии пушечного выстрела. Середина его занята под базары и постройки; последние настолько плохи, что нет ничего удивительного, если в один прекрасный день они совершенно развалятся.»
(Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 242 стр.)
Считаем не лишним также вкратце познакомить читателя с предисловием к книге Эвлия Челеби:
«Называя себя по традиции средневековой историографии «нелицемерным» и «правдивым», Эвлия Челеби старается внушить доверие к своему повествованию. Однако его сочинение не всегда дает основание считать его правдивым. С целью выражения своей политической тенденции, подкрепления своего мнения, унижения «неверных» он включает в повествование выдуманные истории», чудеса и т. д.».
Из чего следует, что к информации Челеби надо относиться с осторожностью. Представляем отрывок из седьмой главы труда Э. Челеби, где говорится о постройке крепости Еревана:
«В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже, в 915 (1509-10) году (В тексте ошибочно указан 815 год хиджры- ред.), шах Иранской земли Исмаил-шах приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Это прекрасная крепость из кирпича и камня на восточном берегу реки Занга, однако в один-единственный ярус. Позднее, в 940 (1533-34) году (В тексте ошибочно указан 990 год хиджры – ред.), в нахичеванский край вступил войной Сулейман-хан. Он приказал исламскому воинству овладеть Ереваном. Он разрушил во многих местах эту небольшую крепость и возвратился в свою столицу с богатой добычей»
Эвлии Челеби — «Книга путешествия»
Таким образом, в книге Эвлия Челеби, не говорится ни слова о том, что город был основан неким Реваном, а упоминается только крепость. Однако «азербайджанские» мошенники настолько наглы и низки, что не хотят считаться с истинными историческими фактами.
Рассмотрим второй фактор. Объявление Ереванского ханства «азербайджанским» лишь потому, что это некогда было ханством не только смешно, но и глупо. Ведь, Ереванское ханство, как уже было указано выше, входило в состав и Персии, и Османской империи как административно-территориальная единица, также как и другие ханства.
А если многие ханы Еревана были тюркского происхождения (были представители родов кара-коюнлу, ак-коюнлу, кызылбашей, каджаров и пр.), то это вовсе не означает, что эти ханства тюркские, а тем более «азербайджанские».
Следуя подобной «логике» можно Византийскую империю в 867-1081 гг. Объявить «армянским государством», так как императоры и императрицы были в большинстве своём имели армянское происхождение. Однако ни один уважающий себя и свою историю армянин не скажет, что Византия это армянское государство. Подобную чушь могут высказывать только понимающие всё ничтожество и убогость своей «истории» «азербайджанцы».
Здесь к месту сказать, что в числе ереванских ханов не было никакого Реван-кулу-хана, кроме того помимо представителей тюркских племён, ханами были грузины, лезгины, персы….
В частности правящие в 1648-1653гг. Хосров-хан и в 1679-1688гг Заал-хан были этническими грузинами, а Сефи-хан (1666-1674гг.) – лезгин.
Перейдём к третьему фактору. Основываться на картину российского художника-панорамиста Франца Рубо, родившегося в 1856 спустя 29 лет после взятия Эриванской крепости, и написавшему картину аж в 1893г., как на какой-то исторический факт и тем самым объявлять, что мечети и сам город были «азербайджанские» — это полнейший абсурд!
Эта картина – фантазия самого Ф.Рубо. Он изобразил на своём полотне две мечети, когда на самом деле на территории крепости была всего одна мечеть. Ещё одна деталь картины доказывает, что сам художник не был в Ереване: контуры двуглавого Арарата так может рисовать только тот, кто не видел эту гору. Что же касается мечетей, то ислам появился в Армении в VII веке н. э. в период арабских завоеваний, а к моменту присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году, в Эриване было всего 5 мечетей, который были построенны и арабами, и персами, и даже туркменские — туркоманский мавзолей был воздвигнут в 1413 году при правившем с 1411 года Пир-Хусейне, сыне Эмира Саада (сохранилась до наших дней).
В Ереване также сохранилась и действует до сих пор персидская Голубая мечеть
Таким образом, только «азербайджанская» историческая «наука» может достичь таких высот, что на основании фантазии художника определяет принадлежность города.
Взятие русскими войсками Эриванской крепости. Худ. Ф. Рубо
|
Несколько слов о жителях Еревана.
Во время владычества персов в Ереване (в период Сефевидов) среди населения города не упоминаются «азербайджанцы», о чем свидетельствует и книга упомянутого знаменитого французского путешественника XVII века Жана Шардена. Он детально описывает крепость, не упоминая даже ни единого тюрка.
О самом городе Шарден пишет։
«20-го я просил настоятеля и отца Рафаила передать князю благодарность за оказанную мне честь и просить его дать мне проводника в Эривань – столицу старой Армении.»
(Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 226 стр.)
«В городе много церквей, главнейшая из которых суть епископская, называемая Ирку Иерице (в переводе — двухпрестольная) и Катогик. Эти две церкви существуют со времен царей Армении. Остальные выстроены позже. Они малые, углублены в землю и имеют сходство с катакомбами.»
(Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 242 стр.)
«Крепость, находящаяся в Эривани, сама по себе может считаться маленьким городком, она овальной формы в четыре тысячи шагов в окружности и заключает в себе до восьмисот домов. Живут в ней только природные персы, армяне же имеют там только лавки, где они работают и торгуют днем, а вечером, заперев их, расходятся по своим домам»
( Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 242 стр.)
«Эривань — большой, но некрасивый и грязный город, большую его часть занимают сады и виноградники; в нем нет красивых построек. Он расположен в долине, окруженной со всех сторон горами, и омывается двумя реками: с северо-запада течет р. Занга, а с юга-запада Кирх-Булаг — в переводе означающая сорок родников (говорят, что эта река действительно питается таким количеством родников)».
(Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 241 стр.)
Панорама Еревана, 1672 год. Гравюра из книги французского путешественника Жана Шардена
Другой французский путешественник, Жан Тавернье, посетивший Ереван до Шардена, также отмечает Ереван, как армянский город, и тоже ни разу не упоминая о тюрках (то есть «азербайджанцах»).
|
Гравюра Еревана XVII века, иллюстрирующая записки Тавернье, сделанная им самим
О Ереване есть упоминания Картли-Кахетинского царя Ираклия II графу Н.Панину и предназначенных императрице Екатерине II. Они изложены в документе от 14 июля 1769 года под названием «Описание городам и местам, ближним к Грузии и Кахетии, где какое воинство и каком народ обитает жительство, и чьего владения есть оные,—каково дано от царя Ираклия посланному ко выс. е. н. в. двору кн. Артемию Андроникову для подачи е. с. графу Н. И. Панину, на грузинском диалекте»:
«Город Эревань, губерния состояла пред сим Армянского владения, столичный город, ныне правитель—персицкий губернатор, и находится там патриарх армянский; места находятся гористые, степные и плодовитые, народ поселен много армянского закона, и за пятнадцать лет до сего оное владение от лезгинцов и от соседних персиан разорено было, покуда с нашей стороны защищено, а ныне нами от всех неприятелей сохранно содержится и в подданстве нашем. Оное место подалось к полудни, расположение места между Грузии и Баязета, войска выступить до двух тысяч человек, но народ совсем не военной.»
Военный историк, генерал от кавалерии русской армии начальник Военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа Василий Александрович Потто сообщает следующее։
«В другой раз, при царе Ираклии Великом (5 января 1775 года), когда лезгины вторглись в Эриванскую область и опустошали христианские селения, большинство жителей по обыкновению укрылось на острове. Дело было зимой. Лезгины, не застав во многих деревнях ни души, пустились к монастырю по замерзшему озеру.»
«Восемнадцать тысяч жителей, из которых большинство было армян, согнанных насильно в крепость, просили Гассана о сдаче. Просьбы их были напрасны; угрюмый хан угрозами сдерживал их ропот. Тем не менее уныние само, незваное шло в крепость, подрывая ее последние нравственные силы. Вечером 28 сентября там не звучала уже английская заря, и только слышались унылые монотонные окрики часовых»
Ереван столицей Армении называют и член посольства императора Священной Римской империи Рудольфа II в Персии Георг Тектандер фон дер Ябель:
“Его Высочество двинулся дальше и осадил Еривань, главную крепость Малой Армении, находящуюся в 150 немецких милях от Тавриза, довольно сильно укрепленную и удобно расположенную в плодородной местности.”
Ещё одно свидетельство того, что «азербайджанцы» не имеют ничего общего с Ереваном является рассказ старожилов о взятии Эривани:
«По пути к Тегерану нужно было взять несколько укреплений (Аббас-Аббад, Сардар-Аббад) и крепость Эривань. В учебниках истории она обыкновенно называется «оплотом Персии» и к ней прибавляется эпитет «неприступной». На самом деле это не совсем так. Крепость, обведенная стеною из обожженного, частью из необожженного кирпича, скрепленного грязью (по способу всех местных сооружений), расположена в котловине и окружена холмами, весьма удобными для возведения укреплений. Таким образом местность имеет сходство с блюдцем: дно составляет живописную долину, где расположен город, края блюдца — окружающие холмы, а на средине покатости, в юго-восточной части города, возвышаются кое-где уцелевшие стены полуразрушенной крепости. Стоило только открыть огонь из пушек, поставленных по холмам, чтобы в городе и в самой крепости не осталось камня на камне. Сами персияне мало полагались на свой оплот и старались не допустить Паскевича к городу. С этой целью ими было выставлено в Сардар-Аббаде 40-тысячное войско. Крепость в Эривани укреплялась и готовилась к отпору. Армяне составляли тогда значительно преобладающий элемент населения Эривани. Чтобы ослабить партию недовольных персидским владычеством, готовых оказать помощь русской армии, сардар заранее распорядился отправить в Персию несколько армянских семейств, поставив во главе их некоего Матаса-Агу. Те, которые не исполнили этого повеления, были перебиты. Предание гласит, что эти невольные переселенцы, добравшись до Аракса, побоялись переправиться через него за водопольем и возвратились назад уже тогда, когда крепость сдалась»
— (см. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 4. 1894 г.).
А вот, что пишет Евдоки́м Емелья́нович Лачи́нов (1799-1875) — русский офицер, декабрист член «Южного общества», участник Русско-персидской (1826—1828), Русско-турецкой (1828—1829) и Кавказской войн. Топограф, этнограф и литератор, о жителях Еревана, армянах, которые с восторгом встречали русских, освободивших город:
«Почти все жители г. Эривани были заперты в крепости и происшедшее от того стеснение много помогло нам. Трогательные картины радости, с которою встречали нас армянские семейства, когда мы занимали оную, не описаны. Не говоря о том, что они предвидели счастливую будущность, освободившись от тягостного ига персиян, блаженствовать под правлением России, достаточно представить бедственное положение их во время осады, чтоб верить искренности восторгов, ими изъявленных»
Резюмировая вышесказанное надо отметить: несмотря на то, что город находился под владычеством Персии, все источники Ереван считают армянским городом и столицей Армении. И никто из упомянутых авторов не имеет представление об «азербайджанцах» в Ереване и не мог иметь, потому, что невозможно констатировать то, чего нет.
Источники:
|
Комментарии
Отправить комментарий