Азарбайджан — это Иран

 

Фрагмент карты «Карта Персии, Турции в Азии: Афганистан, Белуджистан» Автор карты: Сэмюэл Огастес Митчелл (1792-1868 гг.)
Фрагмент карты «Карта Персии, Турции в Азии: Афганистан, Белуджистан» Автор карты: Сэмюэл Огастес Митчелл (1792-1868 гг.)

Это фрагмент карты «Карта Персии, Турции в Азии: Афганистан, Белуджистан», автором которого является известный американский географ и картограф Сэмюэл Огастес Митчелл (1792-1868 гг.). На карте показаны границы Российской империи, Султанской Турции и Персидской империи. Мы видим, что АZARBEIDJAN — внутренняя провинция Персии, а на территории теперешнего Азербайджанской Республики в Закавказье — Ширван.


В древности на территории современного Иранского Азарбайджана, к востоку от озера Урмия, существовало развитое государство Мидия, позднее известное как Малая Мидия (или Мидия Атропатена). 

Согласно сообщениям Страбона, Мидия делилась на две части: Великую Мидию и Малую Мидию, последняя из которых была частью державы Александра Македонского. Название "Атропатена" обычно происходит от имени Атропата — сатрапа Ахеменидов и правителя Мидии. 

Термин Ātur-patkān буквально означает «Владение Атурпата» и образован от имени основателя царства — Атропата (Атурпат, Āturpāt; авестийское Atərəpāta — дословно «Охраняющий огонь»), с помощью иранского суффикса *-kān, применяемого для формирования топонимов. Имя «Атурпат» известно вплоть до эпохи Сасанидов. Например, в IV веке н. э. визирь и верховный жрец шаха Шапура II носил имя Атурпат-и-Махраспандан. 

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. Атропатена фактически приобрела независимость. Античные авторы сообщают о том, что Атропатена была архаическим государством и одним из основных центров зороастрийской религии.

В эпоху арабского владычества, под влиянием арабского языка, первая часть названия претерпела фонетическую трансформацию: интервокальная *t изменилась на δ, что привело к *āδar- > *āzar. В результате название Атропатена трансформировалось в «Азарбайджан» (Адарбаган) — «آذربایجان». Это название означало «страна огня», что связано с широким распространением огнепоклонства в регионе.

Атропатена в период Арабского халифата
Атропатена в период Арабского халифата

После революции 1917 года и фактического краха Российской империи в 1918 году в Закавказье были провозглашены три республики: Армения, Грузия и Азербайджан. Азербайджан был объявлен на территории исторического Арана и Ширвана. 

Но каким образом Аран и Ширван получили искусственное название «Республика Азербайджан»?

В 1918 году турецкие войска вторглись в регион и оккупировали Бакинскую губернию, а также ряд прилегающих территорий Российской империи. Кавказские турки, поддерживаемые оккупантами, присвоили название персидской провинции Азарбайджан и назвали часть оккупированной территории России «Азербайджанская Республика», тем самым искусственно создав второе, турецкое, оккупационно-сепаратистское псевдогосударство.


В 20-е годы прошлого столетия многие путались при упоминании новообразованного государства, смешивая его с административным районом Персии, название которого, по сути, было присвоено. Известно, что Лига Наций не признавала Азербайджан де-юре и отказала ему в членстве, ссылаясь на отсутствие стабильного правительства и недоступность контролируемых территорий (в частности, армянонаселенных), на которые он претендовал.

И. М. Дьяконов и В. Ф. Минорский отмечают, что до XX века термин «Азербайджан» использовался только в отношении региона северо-западного исторического Ярана. 

Интересен ответ известного русского востоковеда, академика В. В. Бартольда, на вопрос одного из студентов Бакинского университета после серии лекций, прочитанных им в ноябре-декабре 1924 года на восточном факультете этого учебного заведения. Студент задал вопрос: "Под Азербайджаном часто подразумевают персидский Азербайджан по ту сторону Аракса, с главным городом Тебризом. Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном в этом отношении? Были ли мы Азербайджаном или это есть Ширван?" 

Вот что ответил академик В. В. Бартольд:

«Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван - это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран, но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, так как по составу населения они имеют очень большое сходство. На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах - в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду: Азербайджан персидский или этот Азербайджан?». (В. В. Бартольд. Сочинения. Том 2/1, с.703.)

Причиной такого выбора названия государства В.В.Бартольд, И.М.Дьяконов и  В.А. Шнирельман полагают претензии основателей нового государства на Иранский Азербайджан. 

Шнирельман В. А. В своей книге «Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье» пишет: 

«Исконный Азербайджан, или, что правильнее, государство Атропатена, был одним из эллинистических государств и располагался на северо-востоке Ирана с конца IV века до н. э. и до середины II века до н. э. Его население было, в основном, ираноязычным и оставалось таковым до появления здесь сельджуков в XI веке, когда и началась тюркизация». Далее пишет: «В I тыс. н.э. территория будущего Советского Азербайджана была занята Кавказской Албанией, государством, чье население изначально говорило на языках, родственных современным северокавказским. До сих пор об этом древнем языковом пласте напоминают удины, живущие в Куткашенском районе Азербайджана». 

Русский военный документалист — Антон Деникин (1872-1947) так описывал новообразованную республику: 

«Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе... Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом и доныне еще сохранившие черты кочевого быта. Наконец, искусственно держалось и Азербайджанское правительство: первоначально — волею Нури-паши, потом — генерала Томсона и в дальнейшем — просто по инерции»……….«И политические партии в Азербайджане, пришедшие на свет только в 1918 г., были какими-то ненастоящими. Их было три: Мусават, “Иттихад” («Единение») и «Гуммет» («Энергия»). Совершенно невозможно определить программы и идеологии первых двух. По составу своему правящая партия Мусават включала среднюю буржуазию и третий элемент, многие представители которого недавно вышли из рядов российской кадетской партии. Иттихад комплектовался крупной тюркской буржуазией, помещиками и духовенством. Если первых по русской терминологии можно назвать «кадетами» с социалистической личиной, не мешавшей им поддерживать феодальный земельный строй, то вторым приличествует имя «октябристов». Партия Мусават проявляла исключительную враждебность по отношению к России, перенесенную всецело на Добровольческую армию, панисламизм и тяготение к Турции. Партия Иттихад весьма сочувственно отнеслась к туркам во время их кратковременной оккупации, перенесла свое благоволение на англичан, когда они были в силе, не оставляя в то же время сношений с русским национальным комитетом и мысли о возвращении к России. Обе партии разделяли со всем тюркским населением ненависть к армянам, проявляя ее широко и в административной практике». И азербайджанская армия являлась искусственной, о чем пишет далее Антон Деникин: «...И армия азербайджанская была ненастоящей. Те формирования, преимущественно из турецких добровольцев, которые вместе с войсками Марсала-паши брали Баку, под давлением англичан были распущены, и правительство приступило к формированию новых частей под руководством генералов русской службы Мехмандарова (воен. мин.), Сулькевича (бывш. крымский правитель)». (Деникин А.И. Очерки Русской Смуты – 1925․ ТОМ 4. ГЛАВА XVIII. Азербайджан)  

Русский генерал, военный историк  Василий Потто, описывая персидскую провинцию (остан)-Азарбайджан, удостоверяет, что он находится по ту (южную) сторону Аракса. Потто также пишет о столице персидской провинции Азарбайджана, городе Тавризе, что, еще раз подтверждает, что, возникшая в 1918 г. искусственное образование т.н. «Азербайджанская республика» на северном берегу реки Аракс, является её чистейшим-плагиатом. 

Потто пишет: «․․․да и Азербайджан сам по себе считается изобильнейшей провинцией Персии, так что неприятелю и не встретилось бы надобности получать продовольствиеиз Эривани». (Т. 3. Персидская война (1826 - 1828 гг.) – 1993г.  Глава — XV Планы вторжения в Персию.). 

Далее пишет: «30 сентября войска перешли Аракc и очутились в одной из важнейших провинций Ирана, в Азербайджане, сплошь населенной татарским племенем, которое ненавидело персиян и всегда было готово восстать против царствовавшего дома Каджаров. Упорных битв, поэтому, здесь ожидать было нельзя. Тем не менее русская конница, высланная вперед, встретилась с персидской кавалерией при самом входе в Дарадатское ущелье, а пока происходило небольшое кавалерийское дело, разъезды высмотрели, что ущелье укреплено ретраншементом и занято двумя или тремя тысячами сарбазов. С этими сведениями уланы возвратились в лагерь»…………….. «Но были для Тавриза и времена великой славы – среди всех народов. Тавриз – столица Азербайджана. В буквальном переводе с наречия гвербов, “Азербайджан” значит – “дом огня”. Здесь родился Зороастр, основатель религии огнепоклонников, и, вероятно, самое название Азербайджану дано персиянами от религии Зороастра».  (Т. 3. Персидская война (1826 - 1828 гг.) – 1993г․ Глава – XXXI, Взятие Тавриза.) 

И так, это государство- фальшивка, плагиат. Насильственно созданное турками в 1918 году образование, в рамках пантуркистского проекта «Великий Туран», на землях древних автохтонных народов: армян, грузин, лезгин, аварцев, татов, талышей, цахуров, удин. 

Даже в самой Турции, не смотря на лозунги «Один народ-два государства», не смотря на провозглашение братских уз с азербайджанцами новообразованную республику называют «uyduruk Azerbaycan», т.е. «липовый Азербайджаан»  где все является липовым.

В Туркманчайском мирном договоре упоминается провинция Азербайджан как часть Персии, одна из ее внутренних провинций. Статья IV: 

«Поскольку корпусу русской армии, который в силу предыдущей статьи временно оккупирует Азербайджан, будет предоставлена неограниченная свобода расквартирования сообразно с удобствами или волей главнокомандующего русской армией на всей территории этой провинции, условлено, что персидские войска, все еще остающиеся в какой-либо части Азербайджана, незамедлительно очистят ее и отступят во внутренние провинции Персии».

В исторических источниках документального характера нет никаких сведений о так называемых «азербайджанских» ханствах, принадлежавших так называемым «азербайджанцам». 

Что касается самих ханств, то они были сформированы в результате подписания мирного договора в Амасье 29 мая 1555 года между Османской и Персидской империями, согласно которому впервые Закавказье было разделено между ними. Восточная часть перешла к персам, а западная — к османам. В то время восточное Закавказье было разделено на ханства как административно-территориальные единицы персидского государства: Карабагское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское, Талышенское, Ираванское и Нахичеванское. В каждом из этих ханств правил назначенный шахом наместник, получавший титул хана. Ни одно из этих ханств не называлось «азербайджанским». Под понятием «азербайджанские» можно подразумевать лишь персидскую провинцию Азарбайджан, где наместником шаха выступал визирь. 

Фрагмент германской военной карты под названием «Общая карта театра военных действий на территории Турции» Дата создании карты: 1916 г․ 

На карте чётко видны границы: Российской Империи, Персидской империи и Османской империи. На севере Ирана читается название иранской провинции (остан) – АZARBEIDJAN 

Объявление Ереванского ханства «азербайджанским» лишь на том основании, что Ереван некогда было ханством не только смешно, но и глупо. Азербайджанские фальсификаторы истории дошли до такого маразма, что «цитируя» в своих «научных» трудах 3-ю статью Гюлистанского договора, вместо перечисления бывших персидских ханств, отходящих по этой статье к Российской империи, употребляют вымышленное понятие Северный Азербайджан, якобы отделяемый этим договором от т.н. Южного Азербайджана. Т.е. редактируют исторический документ по своему усмотрению. Неужели эти псевдоученые не понимают, что такими изысканиями не только себя выставляют посмешищем перед сведущими людьми вне своей страны, но, что более важно, уродуют сознание своих подростков. Подростки, которые даже не читали Гюлистанский мирный договор, где четко говорится, что к Российской империи отходят территории: Шекинского, Ширванского, Бакинского и Талышского, Карабагского, Дербентского и Кубинского ханств, где нет упоминая мифического «азербайджанского ханства», что еще раз доказывает, что никого «Азербайджана» на Кавказе не было до 1918 г., вырастают озлобленные и невежественные, уверовав что у них отобрали их древнюю страну.

МИРНЫЙ ТРАКТАТ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПЕРСИЕЙ 12 (24) октября 1813 г.: 

Статья III: 

«Его шахское в. в доказательство искренней приязни своей к е. в. императору всероссийскому сим торжественно признает как за себя, так и за высоких преемников персидского престола принадлежащими в собственность Российской империи ханства Карабагское и Ганжинское, обращенное ныне в провинцию под названием Елисаветпольская; также ханства Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышинское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империи; при том весь Дагестан, Грузию с Шурагельской провинцией, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между постановленной ныне границей и Кавказской линией, с прикосновенными к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами».

Фрагмент карты «Карта Ближнего Востока», немецкого географа и картограф Генриха Киперта (1818–1899 гг.)  Один из ведущих ученых-картографов второй половины XIX века. 

На карте Киперта хорошо видны границы Российской империи, Султанской Турции и Персидской империи, также - Армения, Грузия и Ширван, а АZARBEIDJAN — внутренняя провинция Персии, и он находится по южную сторону Аракса.  

Что касается Эриванской крепости.

Алиев поставил перед своими горе-историками цель – доказать, что Ереван «исконно азербайджанский город». В стране, с украденным у Персии топонимом Азербайджан, «историки» пошли дальше. С стахановским рвением они попытались перевыполнить план и доказать не только принадлежность Азербайджану Еревана, но и почти всей Армении. На чём же «основываются» невежественные азербайджанские мошенники -псевдоисторики?  В «доказательство» своей «теории» они приводят три фактора.

Итак, они ссылаются на «Книгу путешествий» османского путешественника Эвлия Челеби, заявляют, что якобы, город был основан в XVI веке неким Реваном кулу-ханом. Хотя на самом деле Эриванская крепость была построена во время Османского господства, а именно губернатором Фархад пашой в 1582—1583 годах и стала основой обороны против нападений Сефевидов. Крепость несколько раз переходила в руки персов и обратно. В 1604 году захвачена шахом Аббасом но затем возвращена под контроль османов. В 1635 году она снова была захвачена сефевидами. Окончательно контроль Персии закрепился в 1639 году с подписанием договора.

Самый убедительный по их мнению «аргумент» — мечети, изображённые на картине «Взятие русскими войсками Эриванской крепости» художника Ф. Рубо, объявляют «азербайджанскими», следовательно и город — «азербайджанский». 

Рассмотрим эти «открытия» воспалённого, от чувства своей никчемности мозга (если такой вообще существует).

Итак, рассмотрим первый фактор — Обратимся к «Книге путешествий» Эвлия Челеби, где он повествует что, в XV веке Ереван посетил некий купец Ходжа-хан Лахиджани и построил там несколько сооружений в городе, который не раз разрушался во время многочисленных войн и набегов вместе со своей крепостью и заново отстраивался.

Что касается Реван-кули-хана, то согласно Э.Челеби, визирь только восстановил крепость, ибо сам город Ереван, так же как и крепость уже существовали. Да и возвёл он крепостные стены из сырцового кирпича, т.е. высушенной глины, которую постоянно размывало дождями и талым снегом.Такова была эта жалкая крепость-мазанка. Французский путешественник Жан Шарден (фр. Jean Chardin; 1643 -1713гг) посетивший Ереван сообщает о состояний крепости следующим образом:

«Самый город Эривань отстоит от крепости на расстоянии пушечного выстрела. Середина его занята под базары и постройки; последние настолько плохи, что нет ничего удивительного, если в один прекрасный день они совершенно развалятся.» (Шарден Жан․ Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг, 242 стр.)

После взятия Эриванской крепости Николай I прибыл в Ереван. При осмотре крепости он сказал: «Это не то что крепость, но простой глиняный горшок, за взятие которого не стоило Паскевича называть “графом Эриванским”».

Считаем не лишним вкратце ознакомить читателя с предисловием критиков к книге Эвлия Челеби: «Называя себя по традиции средневековой историографии «нелицемерным» и «правдивым», Эвлия Челеби старается внушить доверие к своему повествованию. Однако его сочинение не всегда дает основание считать его правдивым. С целью выражения своей политической тенденции, подкрепления своего мнения, унижения «неверных» он включает в повествование выдуманные истории», чудеса и т. д.».

Из чего следует, что к информации Челеби надо относиться с осторожностью. Представляем отрывок из седьмой главы труда Э. Челеби, где говорится о постройке крепости Еревана:

«В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже, в 915 (1509-10) году (В тексте ошибочно указан 815 год хиджры- ред.), шах Иранской земли Исмаил-шах приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Это прекрасная крепость из кирпича и камня на восточном берегу реки Занга, однако в один-единственный ярус. Позднее, в 940 (1533-34) году (В тексте ошибочно указан 990 год хиджры – ред.), в нахичеванский край вступил войной Сулейман-хан. Он приказал исламскому воинству овладеть Ереваном. Он разрушил во многих местах эту небольшую крепость и возвратился в свою столицу с богатой добычей» (Эвлии Челеби. «Книга путешествия»)

Таким образом, в книге Эвлия Челеби, не говорится ни слова о том, что город был основан неким Реваном, а упоминается только крепость. Однако азербайджанские фальсификаторы истории настолько глупы и низки, что не хотят считаться с истинными историческими фактами.

Основываться на картину российского художника-панорамиста Франца Рубо, родившегося в 1856 спустя 29 лет после взятия Эриванской крепости, и написавшему картину аж в 1893г., как на какой-то исторический факт и тем самым объявлять, что мечети и сам город были «азербайджанские» — это полнейший абсурд! Это тоже самое, как посмотрев фильм <<Трансформеры>> твердить на каждом углу, что Chevrolet Camaro на самом деле автобот. 

Эта картина – фантазия самого Ф.Рубо. Он изобразил на своём полотне две мечети, когда на самом деле на территории крепости была всего одна мечеть. Ещё одна деталь картины доказывает, что сам художник не был в Ереване: контуры двуглавого Арарата -так может рисовать только тот, кто не видел эту гору. Что же касается мечетей, то ислам появился в Армении в VII веке н. э. в период арабских завоеваний, а к моменту присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году, в Эриване было всего 5 мечетей, которые были построенны и арабами и персами и даже туркменские — туркоманский мавзолей был воздвигнут в 1413 году при правившем с 1411 года Пир-Хусейне, сыне Эмира Саада (сохранилась до наших дней). В Ереване также сохранилась и действует до сих пор персидская Голубая мечеть.

Таким образом, только «азербайджанская» историческая «наука» может достичь таких высот, что на основании фантазии художника определяет принадлежность города.

                     Взятие русскими войсками Эриванской крепости. Худ. Ф. Рубо
Взятие русскими войсками Эриванской крепости. Худ. Ф. Рубо

Что касается Карабаха. Чей Карабах? 

Потто в книге «Кавказская война» Т. 2. (Ермоловское время) пишет, что персы отвоевали Карабах у армян: «Карабаг, то есть Чёрный сад, одна из богатейших и плодороднейших провинций за Кавказом, некогда принадлежал Армении; позднее завладели им персияне…». 

Нужно знать, что на территории Карабаха на рубеже X – XVI вв. существовало  Хаченское княжество (X – XVI вв.), а на рубеже XVII – XVIII вв. существовало меликство Хамс (пять княжеств / меликств) – последнее армянское национально-государственное устройство в Карабахе. В частности, о княжестве упоминается в послании Картли-Кахетинского правителя Ираклия ІІ графу Никите Ивановичу Панину, предназначенном императрице Екатерине ІІ: «Хамс составляет владение и в оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владений находится армянский патриарх; когда ж персицкого шаха не стало, то с их же стороны один человек, закону магометанского и от народа жаванширского, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята, и многократно с жаванширами война с нашей стороны происходила, но Божьей помощью завсегда от нас побеждаемы были и разорены,—единственно оные жаванширы, а не армянского закона,—а в нынешнее время по некоторым обстоятельствам со обеих сторон заключен мир. Армяне имеют большую крепость, места гористые, лесные, а притом поля плодовитые; жаванширского народу выступит на войну две тысячи пять сот человек, а армян четыре тысячи пять сот, и состоит оное владение к восхождению их полудни. Сие хамское владение состоит посреди Ширвана, Нахчевана, Генжи и Карадаги, и армяне хамские к воинству весьма храбры; а как в показанных семи частях воеводы между собою не согласны, то по такому их не согласию жаваншарами под свою власть приведены».

Из этих реалий нужно исходить, что исторический Карабах никогда не принадлежал современному Азербайджану. 

Когда была провозглашена Первая Республика Армения, Карабах, Нахиджеван и Карская область были в составе Армении. В итоге подписания Карского договора в 1921 году, Карская область была передана Кемалистской Турции, Нахиджеван включили в состав Азербайджанской ССР. Вопрос же Карабаха был окончательно решён на пленуме Кавбюро, состоявшемся 5 июля 1921 года, - он был включён в состав Азербайджанской ССР и получил широкую областную автономию. Известный американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон, который является автором концепции этнокультурного разделения цивилизаций, в 1996 году опубликовал книгу под названием ''Столкновение цивилизаций'', которая посвящена миру после холодной войны. В книге он пишет, что будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами, и что исламский экстремизм станет самой большой угрозой миру во всем мире. В частности, в 6-й главе книги говорится, что ''советское правительство изменяло границы для того, чтобы создать разделенные республики, когда русский Крым отошел к Украине, а армянский Нагорный Карабах – к Азербайджану''. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ложь — неотъемлемая часть азербайджанцев

Иранские цыгане и азербайджанцы не поделили места кочевки, есть жертвы